Что такое ФГОС?
С 1 сентября
2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало
официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования.
Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных
учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный
государственный образовательный стандарт.
ФГОС дошкольного образования: краткая
справка
Разработку
ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального
института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для
детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года
ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта
было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне
рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013
года.
После этого
новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С
учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного
образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность
и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была
подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства
образования и науки РФ по образовательным стандартам.
Структура ФГОС дошкольного
образования включает в себя три компонента:
Требования к
составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений
части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования
требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
Финансовые,
кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны
реализовываться программы образования в ДОУ.
Результаты,
которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если
сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами,
можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных
и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям
государственного стандарта образования.
Идеологические
и методологические основы новых федеральных стандартов
В основу
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении
дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного
детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и
общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая
составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по
словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая
система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования,
призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это
серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских
садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование
в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а
как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути
непрерывного образования в жизни человека.
За основу
методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая
диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста
вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической
основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило
главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка
должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся
вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику
развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и
навыки ребёнка.
Как влияет принятие новых стандартов
на деятельность ДОУ?
Разработка и
принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на
существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых,
признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более
внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых,
это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования,
что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его
результатах.
Изменение
педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более
многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники»
предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном
образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование
является новой, но признание её как единственно верной на уровне
государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные
изменения в деятельности ДОУ.
ФГОС дошкольного образования на
практике
Так как ФГОС
дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека
играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с
учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором всестороннее
развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих
дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний
подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и дидактический
компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет
самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС
дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют
образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области
разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Новые
образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на активных
методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и
нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая
педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области
дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития,
педагогика творчества и свободы.
|